Статьи и обзоры

С гражданской идентичностью связан конструктивный патриотизм – Алена Гуськова

26 февраля 2020 года в Российском государственном университете им. А.Н. Косыгина прошел круглый стол на тему «Формирование гражданской идентичности в контексте образовательных и воспитательных задач российских университетов»; это мероприятие входит в список рабочих семинаров Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации.

27.02.2020

26 февраля 2020 года в Российском государственном университете им. А.Н. Косыгина прошел круглый стол на тему «Формирование гражданской идентичности в контексте образовательных и воспитательных задач российских университетов»; это мероприятие входит в список рабочих семинаров Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации. В РГУ им. А.Н. Косыгина в 2019 г. открылся Центр российской идентичности, активно занятый этой проблематикой.

Сегодня политики, ученые, педагоги, общественные деятели подчёркивают, что формирование гражданской идентичности россиян – один из ресурсов инновационного развития общества, а основа гражданской идентичности – базовые национальные ценности. Проблему формирования гражданской идентичности специалисты Центра обсудили с ассистентом кафедры №52 «История» НИЯУ МИФИ Аленой Гуськовой.

Эксперт рассказала, что сам термин «гражданская идентичность» определяется как один из компонентов либо уровней идентичности человека. В частности, имеется в виду осознание себя гражданином определенного государства, а также взаимное признание гражданства этим государством, готовность активной созидательной деятельности в рамках правового поля данного государства для его развития и, что особенно отметила Гуськова, реализации собственных прав.

«Этот термин стал особенно популярен и, по-видимому, часто приобретает новые характеристики, связанные в большей степени не с идентичностью, а с политической позицией и патриотизмом. В этом смысле важно понимать различия между охранительным патриотизмом (или, как Президент Владимир Путин называл его – «казенный патриотизм», основанный на изоляции) и конструктивным его вариантом. Стоит отметить, что еще в 2012 году Президент обратил внимание на слабые стороны охранительной позиции и необходимость выбора конструктивного патриотизма для развития страны», — рассказала эксперт.

Кроме того, в разговоре было отмечено, что гражданская идентичность может занимать доминирующее положение в структуре личности, хотя это и не является обязательным фактором. Установки на профессиональное, этническое, региональное или иные варианты самосознания могут определять жизнь сильнее. В этой связи, по мнению эксперта, особенно важной является концепция развития гражданского общества.

«То есть сообщества граждан, объединённых в организации либо действующих индивидуально, которые не за политическую власть борются, а стремятся восполнить какие-либо пробелы в реализации прав. Полагаю, что созидательная деятельность неравнодушных граждан (в свободное от основной работы время) по защите природы, историко-культурного наследия, просвещения, исполнению социально значимых функций – это все и есть проявление гражданской идентичности», — заключила Алена Гуськова.

Одновременно отдельной и неотъемлемой частью идентичности человека, является религиозная идентичность. Поэтому возникает важный вопрос о роли или месте религии в формировании гражданской идентичности

«Корректным ответом здесь будет указание на вариативность: одно и то же религиозное учение (и даже мнение конкретного религиозного лидера) может повлиять или не повлиять на развитие гражданского самосознания. Другое дело, что мы от религиозной организации не должны этого по умолчанию ожидать, потому что люди приходят в религию, как правило, не из любви к Родине», — объяснила Алена Гуськова.

В целом, по мнению эксперта, на сегодняшний день интересной является концепция постсекулярности, которую в России подробно представил историк Александр Кырлежев. Согласно этой концепции в современном обществе, нет неких непреодолимых «водоразделов» между религиозной и светской сферами. В рамках такого подхода прямое влияние религиозности на гражданственность вполне возможно. Однако необходимо проследить, следует ли за этим влиянием какая-то созидательная деятельность конкретных последователей тех или иных учений в рамках религиозных организаций. В качестве примеров эксперт привела собственные полевые наблюдения.

«Не буду рассуждать о других религиозных организациях, расскажу о тех, с которыми работаю. Итак, мусульмане Московского региона – они ведь действительно проявляют активную позицию как граждане страны, многие лидеры мусульман являются членами Общественной палаты, участниками различных рабочих групп. Теоретически, их должны интересовать именно такие права, которые связаны с правом на исповедание и свободный выбор религии. Но они все активнее участвуют в адаптации и юридическом просвещении новоприбывшего населения из стран традиционного распространения ислама, в развитии межкультурного диалога и даже экологических инициативах. Официальные организации мусульман всегда обращают внимание своих прихожан на активное избирательное право и напоминают о желательности участвовать в выборах, о светских праздниках и их смысловом значении, об уважении светских сторон жизни региона. Разумеется, во многом такие мероприятия необходимы для благоприятной среды в культурно сложном регионе», — рассказала эксперт.

Она также отметила, что религиозные организации, по факту, исполняют функции институтов гражданского общества, дополняя деятельность государственных органов – и это, возможно, дает участникам таких организаций чувство сопричастности государству, которое поддерживает единоверцев.

«В свою очередь это развивает осознание себя частью государства, хотя контакт с ним (например, для новых граждан, для недавних приезжих из стран СНГ) мог быть сначала сложным, но конкретная религиозная организация помогает почувствовать себя дома, на Родине», — заключила Гуськова.

При всем вышесказанном нельзя, что одним из важнейших факторов развития институтов гражданского общества, является образование. Вопрос лишь в том, может ли образование формировать гражданскую идентичность, а главное как?

«Хотелось бы верить, что как результат воспитание гражданской идентичности подразумевает — само ее наличие и четкое понимание человеком круга своих обязанностей в рамках государства, а не возвышение этой части идентичности на первый уровень. Это очень сложный вопрос. И вот почему он сложен – результат воспитания очень трудно измерить и посчитать. Допустим, у нас есть задача воспитать гражданственность в студентах первого курса. Как мы можем доказать, что цель достигнута? Полагаю, что мы можем провести опросы общественного мнения, но проводятся почему-то всегда конференции», — обратила внимание Алена Гуськова.

Эксперт полагает, что характерной деталью образовательных организаций является то, что усилия по воспитательной работе в образовательных организациях часто направлены на тех обучающихся, которые уже имеют сформированное гражданское самосознание. Тех студентов, которые понимают не только свои права, но и обязанности перед государством. Они готовы тратить время и силы для его блага. Именно эти представители молодежи выступают на конференциях, пишут статьи и создают новые студенческие объединения.

«Это отличный ресурс и развивать его в рамках школы или вуза – действительно разумно. Только остается довольно значительное количество обучающихся с иной позицией. Они могут называть себя «гражданин мира» – и часто это мнение стоит в противовес гражданской идентичности. Еще они могут быть индифферентны, равнодушны к судьбе государства, в котором живут. Могут быть и резко негативно настроены к любым проявлениям воспитательных усилий по отношению к себе. Каков процент тех и других мы не знаем – а опросы могли бы хотя бы примерно приблизить нас к пониманию этого соотношения», — уверена Гуськова.

Эксперт особенно отметила, что невосприимчивость некоторых обучающихся к патриотическим мероприятиям обусловлена, скорее, не их «не-патриотичностью», а простым нежеланием быть объектом воздействия. Ведь мало кому нравится, когда его поучают, а для подростка и молодого человека это вообще крайне болезненно.

«Безусловно, одной из важнейших тем, которая всегда и везде поднимается как опора гражданской идентичности, является тема Великой Победы. Это очень личная тема для меня, и мне больно признавать, насколько изменяется отношение к празднованию 9 мая. Участники войны, наши родственники, которые нас воспитывали – для них этот день был реально самым главным в году, но они отмечали его скромно. И всегда давали нам, тогда еще совсем маленьким детям, наказ – не допустить такой войны снова, беречь мир. Работа с современными обучающимися показывает, что во многом внимание только к теме Великой Отечественной войне и Великой Победе как основному предмету гордости за Родину уже не отвечает их установкам. Поймите меня правильно, ребята, с которыми я общалась на эту тему, уважают память защитников страны, понимают смысл и значение Победы, но не верят провокациям по поводу принижения роли СССР в Великой Победе – у многих из них все в порядке с отношением к этому великому событию. И да, их всегда раздражает, когда «взрослые» думают, что дети не помнят даты 1941-1945. Только им этого мало для гордости за страну», — объяснила эксперт.

Алена Гуськова обратила особое внимание на тот факт, что сегодня очень трудно построить такой комплексный, многокомпонентный элемент самосознания, как неравнодушное отношение к своей стране, на одном только (даже столь значимом) сюжете истории. По ее мнению, важно понять, что может у молодых ребят действительно вызвать гордость и чувство сопричастности. А узнать это можно лишь у них самих.

«Часто они называют экономическую стабильность, научные достижения (современные), социальную поддержку, верховенство закона. В целом, все те же ценности, что и у более старших поколений. Понимание возможности личного участия в улучшении всех этих сфер, как я полагаю, и стоит развивать в рамках воспитательной работы образовательных учреждений. Дискуссионные клубы, ярмарки вакансий, научно-популярные лектории (где лекторами будут сами учащиеся) – любые варианты личного включения. Все это принесет больше понимания себя как чего-то большего, чем некая назидательная позиция взрослых. Важно, чтобы обучающиеся чувствовали к себе уважение и интерес к их мнению», — резюмировала Гуськова.

Действительно вопрос гражданской идентичности, как и вопрос ее формирования сегодня стоит очень остро. Однако нужно понимать, что для решения этого вопроса нужны исследования с привлечением специалистов разного профиля, а также практиков. Тех, кто непосредственно работает с подростками, обучающимися. При этом нельзя забывать, что для формирования чего-то, нужно точно и конкретно понимать, что именно мы формируем, чтобы результаты не оказались неожиданными и нежеланными.

Материал подготовлен: Павел Костылев, Марина Малафеева

Проект Министерства просвещения Российской Федерации «Информационное и методическое сопровождение формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве современной школы», выполняемый РГУ им. А.Н. Косыгина, направлен на разработку методов системной информационной и методической поддержки школьных педагогов в формировании гражданской идентичности у учащихся.