Интервью

Образование будущего: детям нужно давать лучшее из возможного

06.11.2018

Статс-секретарь – заместитель министра образования и науки Российской Федерации Павел Зенькович встретился в медиа-кампусе Международного детского центра «Артек» и МИА «Россия сегодня» с участниками медиаотряда «Лесной». Они обсудили задачи и реформы российской системы образования.

– Павел Станиславович, наше образование стремительно меняется. Каких перемен следует ожидать в ближайшее время?

– Перемены связаны с тем, что в нашей стране образованию уделяется очень большое внимание. В мае президент подписал новый указ о развитии страны, и в нем много задач, связанных с образованием. Сейчас запускается большой национальный проект, в который войдет строительство новых школ в городах и сёлах, создание цифровой оболочки школ, подключение их к высокоскоростному интернету, а также создание кванториумов в городах с населением более 70 тыс. человек.

– Какие цели ставит перед собой правительство, когда проводит реформы в сфере образования?

– Самое главное, чтобы у детей была возможность получать лучшее и готовиться к новой жизни. Никто не может знать, что будет через 15-20 лет, какие профессии будут востребованы. Поэтому мы должны предоставить детям возможность получить универсальные знания и навыки, которые помогут им реализовать себя и сделать нашу страну лучше.

– По какому принципу устроена российская система образования?

– Мы определяем для всей страны образовательные стандарты – тот объем знаний, который должны знать все. В современной системе образования школы обладают большой свободой определять свою программу и траекторию развития. При этом, есть установленное количество учебных предметов, которые учащиеся должны знать, и определенные требования по учебным часам. И я искренне верю, что все школы эти требования выполняют.

– Вносятся ли изменения в стандарты образования?

– Мы все время их дорабатываем. Первого сентября вступили в силу стандарты нового поколения. Под них сейчас дорабатывают учебники и программы, учителя проходят повышение квалификации.

– Есть ли положительные результаты от реформ?

– Да, например, мы видим улучшение результатов единого госэкзамена, поэтому отменять ЕГЭ не намерены.

– Как вы считаете, нужно ли детям изучать профильные предметы, которые они не будут сдавать на госэкзаменах?

– Есть спорное мнение, что гуманитариям в старшей школе не нужно изучать точные науки, а математикам, например, не нужна история. Но это не так. Иначе получится как в анекдоте про человека, который в школе не учил физику и думает, что мир состоит из чудес. Хоть я и гуманитарий, но знаю, что чудеса – это природные явления. У школ есть возможность выбрать траекторию, но правительство все равно будет работать над усовершенствованием системы образования.

– Ставит ли государство грандиозные цели по усовершенствованию образования?

– Президент сказал, что через пять лет мы должны войти в десятку стран с лучшим образованием. Это амбициозная задача. Мы, конечно, и сегодня не на плохих позициях, но, чтобы войти в десятку лучших, нужно много работать.

– Почему в вузах занятия физкультурой на первых курсах обязательны? Разве студенты сами не могут решать вопросы своего здоровья?

– Когда мне было 18 лет, я тоже думал, что мы взрослые и все понимаем. Но сейчас, если вернуться назад, я бы многие вещи делал по-другому. Мне спорта в институте не хватало, хотелось больше. Молодых людей в возрасте 18-21 года даже хорошо направлятьв правильное русло и давать им возможность заниматься спортом, хотя бы для того, чтобы сменить обстановку. Я согласен с тем, что спорт нужен и не зазорно делать его обязательным.

Источник