Экспертно-аналитические материалы

Результаты исследований по вопросам развития и распространение современных моделей антикоррупционного воспитания детей и подростков

В рамках реализации проекта «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей», осуществляемого в рамках подмероприятия 2.8 «Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей»

05.10.2015

В рамках реализации проекта «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей»,  осуществляемого в рамках подмероприятия 2.8 «Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей» мероприятия 2 «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» задачи 1 «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в 2015 году проведены 7 социологических исследований (с 23 марта по 15 апреля 2015 года), одно из которых посвящено вопросам развития и распространения современных моделей антикоррупционного воспитания детей и подростков.

В ходе проведения исследования были получены результаты, представленные в данной статье.

Таким образом, с учетом разнообразия возможных моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся следует отметить в целом достаточный масштаб их внедрения.

К современным моделям антикоррупционного воспитания детей и подростков, относятся:

• проведение лекций, бесед, классных часов и т.д.;

• проведение интерактивных уроков, просмотр фильмов и т.д.;

• профилактическая работа с использованием информационных стендов;

• мероприятия, проводимые совместно с другими организациями сферы образования, МВД, правозащиты и др.;

• мероприятия, проводимые совместно с общественными организациями;

• функционирование специальной комиссии по работе с родителями и оказание им консультационной помощи в вопросах антикоррупционного воспитания.

При проведении социологического исследования ответы педагогических работников и родителей показывают, что наибольшее распространение получила форма профилактической работы с детьми по вопросам антикоррупционного воспитания в образовательной организации - проведения лекций, бесед, классных часов и т.д. 62,88% (76…83% - в 2014 г.), (рисунок 1). Далее по распространенности идут модели проведения интерактивных уроков, просмотр фильмов и т.д. 28,41% (15…18% в 2014 г.) и профилактическая работа с использованием информационных стендов 8,71% (2…6% - в 2014 г.). Важно отметить, что сами учащиеся хотели бы больше видеть интерактивных уроков, фильмов, соревнований, олимпиад, компьютерных игр и т.д. 39,5% (45% - в 2014 г.) и меньше лекций, бесед, классных часов, встреч с сотрудниками по борьбе с коррупцией и т.д. (49 %), рисунок 2.

Рисунок 1 – Степень распространения форм моделей антикоррупционного воспитания детей и подростков (по мнению педагогических работников)

Рисунок 2 – Степень распространения форм моделей антикоррупционного воспитания детей и подростков (по мнению учащихся)

При этом если мнения учащихся по вопросу эффективности моделей антикоррупционного воспитания в разрезе округов и регионов представлены достаточно однородно, то степень распространения моделей антикоррупционного воспитания (по мнению педагогических работников и родителей) в разных регионах и субъектах представлены не совсем равномерно (рисунок 3).

Рисунок 3 – Виды моделей антикоррупционного воспитания детей и подростков, которые лучше проводить, чтобы они были эффективны (по мнению учащихся) по округам

При этом в трех федеральных округах – Северо-Западном, Дальневосточном, Сибирском профилактическая работа с использованием информационных стендов реализована слабо. Также и в регионах картина значительно отличается. Все три формы моделей антикоррупционного воспитания детей и подростков реализованы в 35 субъектах (отмечают более 5% опрашиваемых). В каждом из субъектов преобладает форма – лекции, беседы, классные часы, приглашение сотрудников по борьбе с коррупцией. Это отметило более 75% опрашиваемых учащихся (рисунок 4).

Рисунок 4 – Распространенность видов профилактических работ в образовательных организациях (по округам)

С другой стороны, можно отметить широкое сотрудничество образовательных организаций на основе договорных отношений с другими организациями сферы образования, МВД, правозащиты - отметили 80,69% педагогов (рисунок 5), а также с общественными организациями (рисунок 6) для обеспечения работы с детьми по вопросам антикоррупционного воспитания.

Рисунок 5 – Сотрудничество образовательных организаций на основе договорных отношений с другими организациями сферы образования, МВД, правозащиты (по мнению педагогических работников)

Рисунок 6 – Сотрудничество образовательных организаций на основе договорных отношений с общественными организациями (по мнению педагогических работников)

Еще одним эффективным механизмом является наличие в образовательной организации специальной комиссии по работе с родителями и оказанию им консультационной помощи в вопросах антикоррупционного воспитания.

Так 54,25% (более 70% - в 2014 г.) опрошенных педагогических работников в различных регионах подтвердили наличие такой комиссии в их образовательной организации (рисунок 7). Самый низкий процент реализации данного механизма наблюдается в Сибирском ФО – 47%.

Рисунок 7 – Наличие в образовательной организации специальной комиссии по работе с родителями и оказанию им консультационной помощи в вопросах антикоррупционного воспитания (по мнению педагогических работников)

Оценивая доступность качественного антикоррупционного воспитания, мнения респондентов распределились примерно поровну (рисунок 8). При этом только в следующих федеральных округах – Приволжском, Северо-Западном, Южном, Центральном, Сибирском, Уральском доля учащихся, охваченных регулярными мероприятиями с детьми по вопросам антикоррупционного воспитания, превысила половину (рисунок 9).

Рисунок 8 – Доступность качественного антикоррупционного воспитания (по мнению учащихся)

Рисунок 9 – Доступность качественного антикоррупционного воспитания (по округам)

Такие результаты отмечаются на фоне всеобщего понимания необходимости проведения мероприятий по вопросам антикоррупционного воспитания (рисунок 10).

Рисунок 10 – Необходимость качественного антикоррупционного воспитания (по мнению учащихся)

Рассмотрев в данном подразделе критерии доступности и распространенности новых механизмов при реализации моделей антикоррупционного воспитания детей и подростков, можно сделать вывод, что социальная потребность в таком виде воспитании (более 84%), удовлетворена менее чем на половину (47 %).

(По результатам ГК от 01.08.2013 N 08.028.11.0038, проект «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей», Институт проблем образовательной политики «Эврика», mail@social-model.ru).